×

Диссеминация педагогического опыта в рамках семинаров конференций

Диссеминация педагогического опыта как бизнес

«В 38 субъектах РФ в течение 2015 года отмечено сокращение фондов оплаты труда в образовательных организациях. В 15 регионах наблюдались случаи задержки заработной платы работникам отрасли. Только 14 субъектов РФ планируют в 2016 году выделить дополнительные средства на выполнение указов президента в части повышения оплаты труда педагогам. 42 региона изыскивают средства за счет реорганизации неэффективных учреждений, 29 – за счет сокращения численности работников. В 52 субъектах РФ в 2016 году не предусмотрена индексация заработной платы бюджетников, не перечисленных в президентских указах». Такие цифры прозвучали 10 декабря на пленуме Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования (« УГ» https://www. ug. ru/article/890).

В такой ситуации учителю неплохо бы иметь дополнительные возможности заработать, например, используя наработанный потенциал.

За годы работы в школе каждый педагог накапливает опыт работы с детьми, в т. ч. уникальный опыт использования инновационных образовательных технологий, достойный к распространению. Вместе с тем этим занимаются немногие его обладатели. Пока диссеминация педагогического опыта – удел энтузиастов, получающих за это небольшие стимулирующие надбавки, некоторые преференции при аттестации, грамоты, благодарности в приказах, и то не всегда.

Вместе с тем, наработанный опыт им дался нелегким трудом, а хороший труд должен быть достойно оплачен. А почему бы в таком случае не воспользоваться проектом — дИссеминация педагогического опыта как бизнес?

Идея проекта может быть реализована, например, в таких вариантах.

1.Педагог распространяет опыт сам, зарегистрировавшись как индивидуальный предприниматель. При этом все процессы — регистрация, оформление опыта, маркетинг, реклама, аренда помещения, издание методичек, организация учебного процесса, проведение финансовых операций и т. д., осуществляются самим педагогом за счет собственных финансовых источников. Как говорят, требуется сначала вложиться. Преимущества – самостоятельность, получение полной прибыли.

Формы могут быть различными:

    открытые уроки и внеклассные мероприятия; консультации и практикумы; мастер-классы и педагогические мастерские; обучающие и деловые игры; авторская школа инновационного опыта; участие автора опыта в курсах повышения квалификации в качестве лектора-практика; стажировки и тьюторское сопровождение; распространение через сеть Интернет видео — уроков, он-лайн консультаций, дистанционного обучения и др.; продажа интернет-изданий или печатных изданий через интернет-магазин; другое.

2.Диссеминация педагогического опыта в рамках образовательной организации или сетевой ассоциации профессионалов. При этом на автора опыта ложится только обязанность осуществлять трансляцию опыта (образовательный процесс) за вознаграждение, например, в таких формах как:

    Семинары-практикумы по изучению собственного опыта; педагог — наставник Педагогической студии; Мастер-классы по нестандартным педагогическим системам и педагогическим технологиям; участие в создании Банка педагогического опыта: выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом, создание сайтов в сети Интернет; Лектор-практик на курсах повышения квалификации; Авторская школа инновационного опыта, где наряду с мастер-классами, открытыми уроками (занятиями с детьми) могут включаться и такие формы работы, как практикумы по разбору методических приемов, рассмотрению дидактического материала с точки зрения его целевого назначения, методические и практические тренинги и пробы и др.; участие в издании Методических бюллетеней, брошюр, книг, альбомов, сайтов, блогов и др.; Стажировки и т. д.

Чтобы распространять инновационный педагогический опыт как индивидуально, так и в составе организации, необходимо:

Определить круг потребителей инновационного педагогического опыта, желающих обеспечивать более высокие результаты образовательно-воспитательной деятельности (маркетинг); Подготовить продукты к распространению: авторские программы, способы обучения, учебно-методические пособия, дидактические материалы, − то есть такие образовательные ресурсы, которые могут быть предложены потенциальным пользователям в обобщенном (осмысленном), структурированном и методически объясненном виде (объекты диссеминации). Облечь опыт в достаточно ясную и наглядную, технологичную и доступную для реализации форму в конкретных условиях. Определить формы и этапы распространения педагогического опыта на различных уровнях:

    региональном; муниципальном; образовательного учреждения.

Вызвать у учителей интерес в овладении предложенным инновационным опытом, желание и профессиональную готовность использовать его в своей практике (реклама), организуя:

    презентации, выставки (стендовая презентация, экспозиционная площадка, имидж-проект, практический и рекламный показ результатов и т. д.); сайт (методическая копилка, комментарии специалиста, профессиональные интервью и т. д.); форумы, ярмарки, аукционы, фестивали педагогических идей; научно-педагогические семинары; научно-практические конференции.

Из ст. 20 Федерального закона «Об образовании в РФ»: «инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями». Т. о., инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников. Следовательно, распространению подлежит именно такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.

Диссеминация педагогического опыта – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.

Способы диссеминации инновационного опыта учителя

Человек постоянно стремился быть оцененным по заслугам и придумывал самые разнообразные способы представления информации о личностных достижениях: автобиографические записки, дневники, личные альбомы. Сегодняшний день диктует быстрый ритм жизни, поэтому мы должны научиться емко и оригинально представлять информацию о себе, используя самые оперативные средства коммуникации.

Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для учителя — это не только обязательное качество, свидетельствующее о его профессиональной компетентности и соответствии занимаемой должности, но и инструмент саморазвития.

В МАОУ лицее № 77 г. Челябинска на базе Ресурсного центра создана лаборатория «Развитие педагогического потенциала», которая поставила следующие

Создание целостной системы взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального роста каждого учителя. Обобщение и распространение опыта по результатам апробации инновационных образовательных программ и новых образовательных технологий.

Создание и апробация внутрилицейской модели методического сопровождения педагогов, обеспечивающей профессиональный рост, развитие активного творчества. Использование различных способов презентации общественности результатов образовательной деятельности (участие педагогов в форумах и конференциях, фестивалях и конкурсах, публикации в научно-методических изданиях и в сети Интернет). Распространение передового педагогического опыта коллектива через организацию и проведение семинаров, фестивалей, конференций, мастер-классов. Оказание методической и консультационной помощи другим образовательным учреждениям по вопросам инновационной педагогической деятельности.

Одной из целей совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. Утверждение К. Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.

Формы Диссеминации (От лат. «disseminatio» – «рассеяние, распространение») педагогического опыта могут самые разнообразные:

Открытые уроки и внеклассные мероприятия Методические недели Консультации, практикумы Педагогические советы Диспуты и дискуссии Мастер-классы и педагогические мастерские Спецкурсы Обучающие и деловые игры Педагогические чтения Школы профессионального мастерства Общественный смотр знаний Участие авторов опыта в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков Стажировки на базе лучших школ Аукционы педагогических идей Научно-педагогические семинары Научно-практические конференции Презентации, выставки (стендовая презентация, экспозиционная площадка, имидж-проект, практический и рекламный показ «Рецепт успеха», сокровищница опыта, размышления профессионала и т. д.) Сайт (методическая копилка, комментарии специалиста, профессиональное интервью, день руководителя на сайте, досуговый калейдоскоп и т. д.) Форумы, ярмарки, фестивали Публикации в печатных изданиях и сете Интернет

Для обобщения и распространения опыта педагогов лицея № 77 мы используем преимущественно следующие формы работы:

Диссеминация педагогического опыта в рамках семинаров конференций

Категории раздела

Вход на сайт

Архив записей

Персональные блоги

Статистика

В Целях развития системы выявления, изучения, обобщения и распространения (диссеминации) позитивных образцов и результатов инновационной деятельности руководящих и педагогических работников школы, для обеспечения достижения системных положительных эффектов, повышения качества школьного образования в МОБУ «Новосергиевская СОШ №3» с сентября 2010 года реализуется муниципальная программа диссеминации и создана школьная программа ««Диссеминация инновационного опыта МОБУ «Новосергиевская СОШ №3» на 2010-2015 годы».

Программа состоит из Двух разделов:

Раздел I. Общая характеристика и основные проблемы организации процессов выявления, изучения, обобщения и диссеминации позитивных результатов инновационной деятельности Новосергиевской СОШ №3

Раздел II. Мероприятия по реализации «Диссеминация инновационного опыта Новосергиевской СОШ №3 на 2010-2015 годы»

Ожидаемые результаты и показатели эффективности реализации Программы:

    Разработка механизма выявления, изучения, обобщения и диссеминации инновационного управленческого и педагогического опыта; создание в школе системы диссеминации инновационного опыта в сфере образования; организация научно-методического сопровождения педагогов, нуждающихся в помощи при выявлении, изучении, обобщении, распространении инновационного опыта, а также при его освоении; удовлетворение потребностей образовательного учреждения и педагогических работников школы во включенности в инновационные процессы; достижение системных положительных эффектов в развитии школьного образования; повышение конкурентоспособности руководящих и педагогических работников на рынке труда; достижение нового качества образования в школе.

Для реализации цели и достижения желаемых результатов проведены Мероприятия по реализации программы «Диссеминация инновационного опыта Новосергиевская СОШ №3 на 2010-2015 годы», которые можно разделить на три группы:

Диссеминация инновационного опыта МОБУ «Новосергиевская СОШ №3» — победителя конкурсов ОУ, внедряющих инновационные технологии. Диссеминация инновационного опыта лучших учителей школы, участников, победителей и призеров конкурсов в рамках приоритетного национального проекта «Образование», «Учитель года», «Лидер в образовании», «Сердце отдаю детям» и др. Создание и совершенствование системы научно-методического сопровождения процессов диссеминации позитивных результатов инновационной деятельности МОБУ «Новосергиевская СОШ №3».

Из опыта работы школы по диссеминации ПО.

28 ноября на базе МОБУ "Новосергиевская СОШ № 3" прошел семинар учителей математики по теме

"Использование современных методов и приемов на уроках математики с целью формирования УУД».

Регистрация — Кузнецова Татьяна Владимировна, заместитель директора по ИКТ

— «Профессиональный стандарт учителя математики» — Кудашкина Людмила Леонидовна, заместитель директора по УВР, учитель биологии высшей категории;

— «Современные методы и приемы как средство формирования УУД» — Головкова Елена Владимировна, руководитель ШМО учителей математики, физики и информатики, учитель математики 1 категории.

— Интегрированный урок математики и физики «Решение задач с физическим содержанием» — 11 класс, Белоусова Галина Викторовна, учитель математики и физики высшей категории, Головкова Елена Владимировна, учитель математики 1 категории

— Урок формирования умений и навыков «Числа, которые больше 1000. Устные и письменные приёмы вычислений» — 4а класс, Попова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов высшей категории, 4б класс, Ивашкова Наталья Васильевна, учитель начальных классов первой категории

Практикум «Информатика для математиков. Углубленное изучение математики с помощью ИКТ» — Глобенко А. М., учитель информатики и ИКТ 1 категории.

Круглый стол «Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий» — Кудашкина Людмила Леонидовна, заместитель директора по УВР, учитель химии и биологии высшей категории.

"Структурно модель диссеминации можно представить как единство следующих компонентов:

1. Субъекты системы (разработчики инноваций и носители опыта, потребители инновационного опыта, координаторы процессов распространения инновационного опыта).

2. Собственно содержание передового педагогического опыта.

3. Результаты диссеминационной деятельности.

Выявленный и обобщенный опыт лучших представляется в различных формах на четырех уровнях:

    федеральном; региональном, муниципальном, на уровне образовательных учреждений.

Диссеминация инновационного опыта школы:

— Федеральный конкурс школьных средств массовой информации «Единство», номинация «Вебсайт. Лучшая новостная лента»- 2 место;

— Общероссийского проекта «Школа цифрового века – участник;

Районная методическая выставка в рамках августовского совещания педагогических работников — «Традиции и инновации уклада школьной жизни – условия успешной социализации личности» — 1 место.

Диссеминация инновационного опыта лучших учителей школы, участников, победителей и призеров конкурсов:

Педагоги школы принимают активное участие в профессиональных конкурсах, фестивалях, конкурсах, смотрах, соревнованиях, где представляют свой педагогический опыт:

-Конкурс лучших учителей Российской Федерации – участие;

— Всероссийский фестиваль «Русское слово» — Платонова И. В. – 1 место;

— Конкурс «Учитель России 2011» — Уткин А. В. – финалист;

— Всероссийский сетевой конкурс «Лучший сайт учителя начальных классов» — Попова Т. Н.- 2 место;

— Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Инновационные процессы в области химико-педагогического и естественно-научного образования» — доклад Уткина А. В. включен в план выступления на пленарном заседании.

Педагоги ОУ стали участниками и лауреатами:

    Научно-ориентированная дистанционная мастерская «Стандарты второго поколения: что должен знать, уметь и понимать каждый педагог»; Всероссийский педагогический конкурс «Педагогический проект»; Конкурс интернет сайтов «Самый лучший сайт 2012», номинация «Лучший персональный сайт»; Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция с международным участием Мин обр. и науки РФ ФГОБОУВПО ОГПУ; Международная научно-практическая Интернет – конференция «ОБРАЗОВАНИЕ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»; Всероссийский Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна»;

Опыт педагога-психолога высшей категории Данилова Е. В.был представлен в рамках

— Конкурса «Учитель Оренбуржья 2012» -– 2 место (зональный тур), лауреат (региональный);

Учителя-предметники представили свой опыт работы на

— Областном конкурсе учебно-методических разработок «Современный урок» — участники;

— Муниципальный смотр-конкурс методических выставок педагогов: 20011г – 5 педагогов (4 победителя и призера), 2012г – методическое объединение учителей начальных классов – 1 место, педагог психолог – 1 место;

— Научно-практическая конференция педагогов – 4 педагога (100% победители и призеры).

Создание и совершенствование системы научно-методического сопровождения процессовДиссеминации позитивных результатов инновационной деятельности МОБУ «Новосергиевская СОШ №3».

В 2011-12 году на базе школы действовал образовательный модуль «Новые формы диссеминации педагогического опыта», в рамках которого педагогами рассмотрены:

    Содержание методической работы по диссеминации педагогического опыта (Условия успешности и проблемы диссеминации инновационного педагогического опыта). Различные формы представления педагогического опыта (из опыта работы учителей). Диссеминация ПО через участие в сетевых сообществах и интернет-конференциях. Профессиональное сообщество Педагогического интернет — клуба как среда для диссеминации инновационных идей.

Диссеминация инновационного опыта представлена в программе развития школы, методических материалах педагогов, инновационных проектах (учебных и образовательных программах, методиках, конспектах открытых уроков, презентациях, учебно-методических комплексах), отчётах, материалах семинаров, конференций, публикациях, сборниках и т. д.

На их основе разрабатываются методические материалы школы и педагогов, продвигаются в муниципальной, региональной системе образования и на федеральном уроне. Данные материалы используются как образовательный ресурс, в том числе – в системе повышения квалификации педагогов.

С целью распространения педагогического опыта учителя школы провели в 2011-2012 учебном году районные семинары:

    Районный семинар учителей математики и естествознания «Система работы с одаренными детьми в рамках образовательного пространства школы». Районный семинар учителей иностранного языка «Подготовка к внедрению ФГОС в основной школе».

В 2012-2013 учебном году:

    «Традиции и инновации уклада школьной жизни – условия успешной социализации личности».

Учителя предметники представили педагогическому сообществу опыт владения современными педагогическими технологиями через мастер-классы, педагогические мастерские и лаборатории, открытые уроки и т. д.

Материалы учителей школы размещены на порталах «Открытый урок», «Всероссийский Интернет-педсовет», на школьном сайте, персональных сайтах учителей.

Педагогический опыт учителей школы совместно с опытом учителей г. Москва включен в сборник методических разработок «Инновации в образовании».

Важным направлением методической работы школы по диссеминации ПО является обобщение и распространение педагогического опыта, для чего издаются информационный бюллетень «Педагогический вестник», сборники материалов НПК, фестиваля «Открытый урок», творческих отчетов педагогов.

На школьном сайте в разделе «Учительская страница» имеются Каталог файлов и Каталог статей, где размещаются методические материалы педагогов школы. Созданы персональные сайты и блоги педагогов.

Создаются условия для обновления информатизации в рамках внедрения ФГОС, где основной целью названо создание гуманитарной информационной среды, доступной для всех участников образовательного процесса.

В 2011 году на уровне района был обобщен опыт работы учителя математики — Головковой Е. В. Педагоги школы представляют опыт своей работы в рамках РМО.

Содержание образовательных модулей, в рамках которых описание инновационного опыта переводится в практическое содержание, отражают современные образовательные процессы: «Создание школьной системы оценки качества образования», «Дистанционное обучение», «Психологическое здоровье учащихся и учителя», «Работа с электронным дневником и электронным журналом», «Новые стандарты в основном школе».

Если рассматривать диссеминацию как ин новационный опыт → его описание → распространение + сопровождение → результат,

То можно выделить еще одно важное звено — Последователи передового педагогического опыта.

Педагоги ОУ активно участвуют в работе ШМУ, и передают свой опыт молодым коллегам.

В 2011-12 учебном году проведена творческая мастерская «Я иду на урок», в рамках которой были представлены

Мастер класс «Проектирование современного урока » — Кудашкина Людмила Леонидовна, заместитель директора по УВР, учитель химии и биологии высшей категории Метапредметные связи на уроках химии.

Урок химии «Алюминий и его соединения» — 9 класс, Уткин Алексей Витальевич, учитель химии высшей категории.

Развитие познавательной активности учащихся средствами предмета.

Урок русского языка «Имя прилагательное как часть речи» — 5 класс, Алексеева Марина Александровна, учитель русского языка и литературы 1 категории.

Урок алгебры «Вычисление производных» — 10 класс, Белоусова Галина Викторовна, учитель математики и физики высшей категории

Урок моделирования мышления. Урок географии «Атмосферные осадки» — 6 класс — Романова Н. В., учитель географии высшей категории. Урок русского языка «Корень слова. Однокоренные слова» — 2 класс, Шнякина Людмила Дмитриевна, учитель начальных классов 1 категории Круглый стол «Мое педагогическое открытие» — Кудашкина Людмила Леонидовна, заместитель директора по УВР, учитель химии и биологии высшей категории. Тренинг «Невербальное взаимодействие на уроке» — Данилова Елена Викторовна, педагог-психолог высшей категории.

В 2012-13 году Кудашкина Л. Л., учитель высшей категории, представил молодым специалистам опыт работы по составлению образовательных программ.

Для диссеминации опыта молодым специалистам в рамках ОУ в 2012 году возобновлена работа клуба молодых специалистов «Ювента», одна из целей которого — передача лучших педагогических традиций школы и трансформация их с позиций современного состояния образования.

Так как возможна не только горизонтальная диссеминация, но и вертикальная, молодые специалисты ОУ в рамках проектной группы «Мой лучший урок» передают опыт владения новыми педагогическими технологиями друг другу.

Система продвижения инновационного педагогического опыта, сложившаяся в школе, развивается и совершенствуется. В то же время практика реализации этой системы позволяет выделить ряд серьезных проблем:

 резерв для развития системы диссеминации инновационного опыта и образовательного пространства школы на основе интеграции науки и практики используется не в полной мере, сотрудничество с высшими учебными заведениями носят эпизодический характер;

 недостаточный уровень самоорганизации педагогического коллектива для активного потребления инновационного продукта;

 несовершенство системы научно-методического сопровождения учителей, нуждающихся в помощи при выявлении, описании, обобщении и распространении инновационного опыта;

 особая Сложность в решении задач диссеминации в области образования связана с тем, что существенное число продуктивных решений и способов решения образовательных проблем с трудом поддаются описанию и обобщению, значительная часть полезного интеллектуального ресурса, носителем которого являются эффективные учителя и инициативные группы школ, имеет форму так называемого «неявного» знания. При этом их коллеги-педагоги, готовые к внедрению новых образовательных моделей и технологий, заинтересованы не в абстрактной информации, а в раскрытии «живого» опыта, «секретов мастерства».

В связи с перечисленными проблемами работа по распространению передового педагогического опыта является сегодня очень актуальной и нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании."

Из дипломной работы на курсах профессиональной переподготовки по специальности "Менеджмент организации" Кудашкиной Л. Л., заместителя директора по УР.

Яндекс.Метрика