×

Менингоэнцефалит при умственной отсталости

Умственная отсталость

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ

ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ)

1. Характеристика нарушений при умственной отсталости

Умственно отсталые— это дети, у которых в результате органических

Поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития

Психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия,

Произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).

Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной

Сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей

Формирования интересов и социальной мотивации деятельности.

У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии:

Дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей,

Мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных

Автоматизмов. v Понятие «умственная отсталость» включает в себя

Такие формы нарушений, как «олигофрения» и «деменция».

Олигофрения(от греч. olygos — малый, phren — ум) — особая форма

Психического недоразвития, возникающая вследствие раз­личных причин:

Патологической наследственности, хромосомных аберраций (от лат. aberratio —

Искажение, ломка), природовой па­тологии, органического поражения центральной

Нервной систе­мы во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах

При олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогрессирующий

Характер. Действия вре­доносного фактора в большой мере уже остановилось, и

Ребенок способен к развитию, которое подчинено общим закономернос­тям

Формирования психики, но имеет свои особенности, обус­ловленные типом

Нарушений центральной нервной системы и их отдаленными последствиями (Термин

«олигофрения» был введен в XIX в. немецким психиатром Э. Крепелином).

Деменция(от лат. dementia — безумие, слабоумие) — стойкое ослабление

Познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению

Памяти, уплощению эмоций. Деменция носит прогредиентный характер, т. е.

Наблюдается медлен­ное прогрессирование болезненного процесса.

В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических

Заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях

Мозга (менингоэнцефалитах), а так­же вследствие травм мозга (сотрясений и

В соответствии с международной классификацией (МКБ-9) выделяют 3 степени

1. дебильность — относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;

2. имбецильность — глубокая умственная отсталость;

3. идиотия — наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.

По современной международной классификации (МКБ-10) на основе

Психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре

Формы:Легкую (IQ в пределах 40—69), умеренную (IQ в пределах 35—49),

Тяжелую (IQ в пределах 20— 34), глубокую (IQ ниже 20).

Психопатологическая структура нарушения при олигофрении характеризуется

Тотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта. По структуре

Клинической картины выде­ляют неосложненные и осложненные формы олигофрении.

Ослож­ненные формы олигофрении обусловлены сочетанием недоразви­тия мозга с

Его повреждением. В этих случаях интеллектуальный дефект сопровождается рядом

Нейродинамических и энцефалопатических расстройств. Может иметь место также

Более выраженная степень недоразвития или повреждения локальных корковых

Фун­кций, например, речи, гнозиса, праксиса, пространственных пред­ставлений,

Счетных навыков, чтения, письма. Подобная форма нередко имеет место у детей с

Церебральным параличом, а также у детей с гидроцефалией.

В отечественной психиатрии выделяют 3 группы этиологичес­ких (указывающих

Причину) факторов умственной отсталости (по Г. Е.Сухаревой, 1956).

Первая группа— неполноценность генеративных клеток роди­телей,

Наследственные заболевания родителей, патология эмбрио­генеза.

Вторая группа— патология внутриутробного развития (воздей­ствия

Инфекций, интоксикаций, травм).

Третья группа— родовая травма и постнатальные поражения центральной

Для установления правильного диагноза необходимо учитывать соотношение трех

Групп симптомов:Дизонтогенетических синдро­мов (связанных с дисфункцией

Созревания ЦНС), энцефалопатических синдромов (связанных с повреждением ЦНС)

Той или иной локализации, включая и минимальные дисфункции, и синдро­мов,

Отражающих вторичные защитные механизмы организма.

Выделяются 3 диагностических критерия умственной отсталос­ти:Клинический

(наличие органического поражения головного моз­га); психологический (стойкое

Нарушение познавательной деятель­ности); педагогический (низкая обучаемость).

При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными

Факторами оказываются слабая любознатель­ность (ориентировка) и замедленная

Обучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость к новому.

Эти первичные нарушения оказывают влияние на развитие ум­ственно отсталого

Ребенка с первых дней жизни. У многих детей задерживаются сроки развития

Статики и локомоций, причем ча­сто задержка бывает весьма существенной,

Захватывающей не толь­ко весь первый, но и второй год жизни. Наблюдается

Отсутствие интереса к окружающему и реакций на внешние раздражители, общая

Патологическая инертность (что не исключает крикливос­ти, беспокойства и т.

П.). У детей не возникает эмоционального общения со взрослыми, отсутствует,

Как правило, «комплекс ожив­ления». В дальнейшем у них не возникает интереса

Ни к игруш­кам, подвешенным над кроваткой, ни к действиям с игрушка­ми,

Находящимися в руках взрослого. Не происходит своевремен­ного перехода к

Общению на основе совместных действий взрос­лого и ребенка с предметами, не

Возникает новой формы обще­ния — жестового общения. Дети на первом году жизни

Не диффе­ренцируют своих и чужих взрослых. Не развиваются действия с

Предметами, отсутствует хватание, что сказывается на развитии восприятия,

Тесно связанного в этот период с хватанием. Произ­водя это действие, ребенок

Познает направление от своего тела к предмету, расстояние между собой и

Предметом, свойства пред­метов — величину, массу, форму. С отсутствием

Хватания связано также то, что у детей не формируется зрительно-двигательная

Таким образом, развитие восприятия на первом году жизни у умственно отсталых

Детей чрезвычайно задерживается. Эта задерж­ка не является первичным

Нарушением, она возникает как его следствие, однако настолько существенное, что

Отрицательно сказывается на последующем развитии всех психических процессов.

В начале дошкольного периодаПроисходят некоторые сдвиги в овладении

Неспецифическими манипуляциями, которые прояв­ляются, например, в том, что

Ребенок тянет игрушку в рот, но он не пытается ее рассматривать, не выполняет с

Ней практических действий (не стучит ею по ладошке и др.).

Предметные действия и предметная деятельность спонтанно в должной мере у

Умственно отсталого ребенка не формируются, интерес к предметному миру

Остается весьма низким, кратковре­менным. Ориентировка типа «Что это?» у

Детей долго не возникает. Без целенаправленного коррекционного воздействия

Дети 3—4 лет не овладевают ни специфическими видами детской деятельности, ни

Социальными формами поведения.

Восприятие, мышление и речь у детей этой категории оказыва­ются при

Спонтанном развитии на очень низком уровне.

Таким образом, можно говорить о том, что в дошкольном воз­расте умственно

Отсталый ребенок без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в

Психическом развитии:Раз­витие предметных действий и развитие общения с

Другими людь­ми. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со сво­ими

Сверстниками, он не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную

Деятельность с другими людьми. Все это отражается на накоплении социального

Опыта детей и на развитии высших пси­хических функций — мышления, произвольной

Памяти, речи, воображения, самосознания, воли.

Однако тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и

Нормально развивающегося. Некоторые нарушения — отставание в овладении

Предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и

Познавательных процессов — в зна­чительной мере носят вторичный характер. При

Своевременной правильной организации воспитания, возможно более раннем

На­чале коррекционно-педагогического воздействия многие отклоне­ния развития

У детей могут быть скорригированы и даже предуп­реждены.

Яндекс.Метрика